Прямской взвоз - памятник инженерного искусства

Опубликовал: ilusha, 8-12-2015, 18:41, Путешествие в историю, 715, 0
Прямской взвоз - памятник инженерного искусства

Прямской взвоз, (Софийский, Базарный, Торговый), образец инженерного сооружения середины XVIII – начала XIX века, прорезает южный склон Троицкого мыса и является важной коммуникационной и композиционной осью ансамбля кремля. С самого основания Тобольска (1587 г.) этот участок сухого лога был приспособлен для въезда на гору.

Первую деревянную лестницу здесь построили в 1671 году. Спустя почти сто лет, в 1761 году «драгунского полку прапорщик» Яков Уксусников разработал новый проект взвоза, который, однако, не решил проблему укрепления склонов лога, и они продолжали разрушаться, угрожая сохранности кремлевских объектов. Поэтому в 1780-х годах, одновременно с капитальным ремонтом собора, был выполнен еще один проект и начаты работы по укреплению лога массивными кирпичными подпорными стенами. Его автором предположительно был А. Гучев.

Работы по усилению подпорных стен проводились в XIX веке, а в середине столетия сплошной настил-пандус взвоза был заменен деревянной лестницы были высажены деревья, а сама лестница отреставрирована.

Общая длина взвоза составляет 380 метров. Мощные стены длиной 110 метров, начавшись от рентереи в виде глубокого ущелья, где они имеют высоту 14,6 метров, и постепенно снижаясь в крутом подъеме, выводят на верхнюю площадку перед Софийским собором. Концы их здесь закреплены невысокими обелисками.

Восточная стена имеет больший угол наклона и больше вертикальных связей, чем западная. Верхний обрез стен выполнен двускатным. Дорога между стен укреплена каменным мощением. Другая южная часть взвоза, поднимающаяся от нижнего города, устроена многомаршевой деревянной лестницей из 198 ступенек.
Прямской взвоз - памятник инженерного искусства

Над Прямским взвозом в виде моста устроено здание рентереи (Шведской палаты). Это одна из двух сохранившихся полностью построек Семена Ульяновича Ремезова. Рентереей здание названо по тогдашнему названию оброка, собираемого с крестьян – ренте. Здесь же в подземельях хранился и драгоценный сибирский «ясак» - налог, собираемый с аборигенов пушниной.

Второе название здания связано с его строителями – пленными шведами. Во время Северной войны (1700-1721) в плен было взято множество шведских солдат и офицеров, которые группами от десяти до ста человек были расселены по городам и селам Казанской, Астраханской и Архангельской губерний. В 1711 году был раскрыт заговор, организованный с целью бежать на родину. В результате этого десятки шведов были сосланы в Сибирь. Главный путь на восток, Московско-Сибирский тракт проходил через Тобольск, поэтому большинство шведов проследовало через Сибирскую столицу.

Среди пленных было много талантливых людей: личный секретарь Карла XII Дитмар, ученый Страленберг. Были и опытные инженеры. Именно их знания Ремезов использовал при возведении рентереи.

Ремезов хотел придать постройке триумфальное значение, назвав «Димитриевскими воротами», в честь дня Св. Димитрия Солунского 26 октября (8 ноября), когда Ермак вступил в столицу Сибирского ханства (Кашлык, Искер). Планировал Ремезов триумфальную башню над взвозом, но в последствии от нее отказался, хотя на чертежах она присутствует.

Прямской взвоз является уникальным памятником инженерного искусства конца XVIII века, по своей грандиозности не имеющие себе равных в России.
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Октябрь 2019 (35)
Сентябрь 2019 (46)
Август 2019 (50)
Июль 2019 (72)
Июнь 2019 (34)
Май 2019 (50)
Календарь
«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.