Сам себе спасатель
Особую значимость приобретает умение быстро и с наименьшими потерями находить путь, ведущий из лесной чащобы или пустыни к людям. Неумение это делать может обойтись очень дорого.
Успех самостоятельного выхода к людям в аварийной ситуации во многом зависит от того, умеет ли человек: - определять стороны горизонта и ориентироваться на местности; - определять районы, где встреча с людьми наиболее вероятна; - правильно организовать наблюдение с целью обнаружения прямых или косвенных признаков присутствия людей; - владеть навыками следопытства, то есть читать и расшифровывать обнаруженные следы и метки.
Рассмотрим ситуацию - у людей, оказавшихся вдали от человеческого жилья, нет ни карты, ни компаса, запас продуктов невелик, свое местонахождение определить не могут.
Какое же принять решение? Только одно - идти куда глаза глядят до первой встретившейся на пути реки или ручья. Пусть они будут совсем маленькими, но, если следовать по берегу вниз по течению, приведут к более крупным водоемам.
Чем крупнее река, тем больше вероятность встретить возле нее людей. Практически все населенные пункты имеют выход к воде. По крупным рекам и озерам осуществляется судоходство, значит, есть возможность подать сигнал бедствия проходящему судну. Мелководные реки используются местным населением для плавания на лодках, плотах и других плавсредствах. Возле водоема легче обнаружить дорогу или тропинку, ведущую к человеческому жилью. Поэтому путь вниз по реке практически всегда приведет к людям. Кроме того, вблизи водоемов легче обзавестись продуктами питания. По берегам произрастают наиболее питательные съедобные растения, в воде водятся рыба, раки, моллюски, в прибрежной растительности — водоплавающая птица, животные постоянно выходят к реке на водопой. Наконец, реку можно использовать в качестве транспортного средства. Правда, делать это можно лишь на реках со спокойным течением и соблюдая все меры предосторожности. Ибо даже на тихой реке могут встретиться опасные препятствия.
Спускаясь по реке, равно как и двигаясь вдоль нее по берегу, необходимо внимательно осматривать берега, разыскивая причалы, пристани, водозаборные трубы, буи и бакены, мостки, спускающиеся к воде тропинки (спуски), стожки сена, сушащиеся на шестах сети, лежащие перевернутые лодки, домашнюю водоплавающую птицу, которые могут указать на присутствие в этом месте людей.
Вообще, во время перехода надо больше внимания обращать на окружающую местность. Например, метки на деревьях могут указать на тропу, дорогу или охотничью избушку. Поэтому для облегчения ориентировки нелишне будет заранее поинтересоваться формой и расположением меток, принятых в данной местности.
Выбирая маршрут, следует учитывать местную сезонную миграцию населения, характерную для многих регионов страны. Например, в зимний период на Крайнем Севере движение автотранспорта осуществляется по зимникам, которые прокладываются в местах, летом совершенно безлюдных и труднопроходимых. Стада оленей летом пасут в районах, приближенных к побережью Северного Ледовитого океана, так как там меньше гнуса, а зимой, наоборот, отгоняют в южные районы тундры и лесотундры, где легче добыть корм оленям и топливо пастухам. Подобные сезонные отгоны скота наблюдаются в пустынной и степной зонах. Обнаружить близлежащий населенный пункт можно с помощью наблюдения. Для этого в ходе движения следует периодически подниматься на возвышенные места, забираться на деревья и осматриваться вокруг. На присутствие людей могут указать огни, поднимающиеся в небо столбы дыма, взлетающие и приземляющиеся самолеты и вертолеты, маяки, буровые вышки, заводские трубы, линии электропередач, просеки, покосы, искусственные сооружения, пыль, поднятая движущимся транспортом, посадки, выделяющиеся на фоне леса цветовыми пятнами правильной геометрической формы, и т. п.
Наблюдая за небом, можно обнаружить постоянные маршруты гражданских и военных самолетов и попытаться с помощью сигнального зеркала или костров подать сигнал бедствия. В крайнем случае, можно определить, хотя бы приблизительно, в каком направлении находится населенный пункт, при этом необходимо учесть, что военная авиация совершает полеты, как правило, вдалеке от городов.
При наблюдении с земли можно заметить большие башни, церкви, элеваторы за 15— 20 км, населенные пункты общим контуром за 10— 20 км, отдельные крупные здания — до 9 км, заводские трубы — за 6— 8 км, а столбы дыма от них за 20— 40 км, небольшие отдельно стоящие дома — за 5 км, телеграфные столбы, фигуры человека — до 1,5 км. При наблюдении с земли ночью можно увидеть зарево большого города и отблеск его огней на облаках за 70 км и более, светооптические маяки — до 50 км, на таком же расстоянии различимы вертикальные лучи прожекторов. Горящие фары автомобиля видны за 10 км, костры — за 8 км, а при наблюдении с воздуха — 20 км. Электрический фонарь — за 3— 4 км, вспышка ружейного вы¬стрела — за 1,5 км.
Эффективность ночного наблюдения выше, чем дневного. Особенно это заметно в полупустынной и пустынной зонах. Днем в пустыне сильно разогревшийся приземный слой воздуха как бы загустевает и начинает плыть, искажая очертания горизонта. Оттого в жаркий полдень в пустыне можно увидеть все, что угодно, вплоть до моря, плывущих по нему кораблей и островов с пальмами, и в то же время ничего. Ночью, напротив, остывший, практически лишенный водных паров воздух становится необычайно прозрачным. И тогда даже вспышку спички можно заметить за несколько километров.
Помочь обнаружить людей может и прослушивание. Опытный человек проводит звуковую пеленгацию с точностью до трех-пяти градусов. Лучше слышно, если к уху приставить жесткий кулек или сложенные рупором ладони рук. Услышав шум или голос человека, необходимо повернуться к нему лицом, прислушаться еще раз и по хорошо видимым ориентирам зафиксировать направление звука. Только после этого надо идти к нему. В ночной тишине можно услышать: гул самолета — за 40 км, шум большого города — за 3 км, движение автомашин — за 2 км, ружейный выстрел — за 1 км, цоканье лошадиных копыт — за 0,5— 1 км.
Двигаясь по тропе или дороге, надо попытаться понять, ведет ли она к ближайшему населенному пункту или уводит от него. Чем ближе к жилью, тем более обжита тропа или дорога. Угол слияния лесных дорог обычно острием направлен к населенному пункту, а открыт в противоположную ему сторону. Во время такого движения надо как можно чаще оглядываться назад, осматриваться, запоминать местность, уникальные ориентиры — скалы, кривые деревья, нагромождения камней, большие лужи. В сырую погоду полезно периодически наступать на грязную почву, оставляя на ней отпечатки подошв обуви. Все это при необходимости облегчит возвращение, а также может навести спасателей. Важно помнить, что любая местность при взгляде назад может иметь совершенно неузнаваемый вид.
Во всех случаях наблюдение лучше проводить не одному человеку, а нескольким, причем делать это надо по науке — разбить линию горизонта на несколько равных секторов и осматривать только свой участок, перекрывая соседний не более чем на 5— 10 градусов.
При осмотре местности необходимо помнить, что при сильном утомлении человек склонен принимать желаемое за действительное, то есть видеть то, что хочет увидеть. По этой причине необходимо постоянно перепроверять самого себя.
И еще надо помнить, что даже очень знакомая местность при необычном освещении, с непривычной точки наблюдения, из-за несвойственного человеку психического состояния — испуга, паники, раздражения, апатии, опасения ошибиться и т. п.— может показаться совершенно незнакомой. Особенно это часто случается в горах, где любая скала при осмотре с разных сторон имеет совершенно различный вид.