Церковь Семи Отроков Эфесских
Опубликовал: murashka, 3-11-2015, 17:32, Маршруты путешествий, 1 449, 0
Церковь Семи Отроков Эфесских находится на Завальном кладбище Тобольска. В России вплоть до XVIII века усопших хоронили рядом с приходскими храмами. Людей знатного происхождения, высшее духовенство хоронили под сводами соборов. В 1723 году Петр I издал указ, запрещающий захоронение внутри города всех лиц, кроме «знатных персон». Но этот указ не сразу вступил в действие, поначалу он практически не исполнялся. В период правления Екатерины II повторно издается указ о создании городских кладбищ. В указе было определено, что место для кладбища «для погребения мертвых тел отводить за городом». Тогда и появилось Завальное (за городским валом) кладбище в Тобольске.
Вскоре на кладбище была заложена деревянная церковь во имя Семи отроков Эфесских, а в 1772 году было объявлено о строительстве каменной церкви на кладбище.
Здание каменное, одноэтажное, основано по проекту геодезии сержанта Андрея Абарина, «тщанием» бывшего губернатора Д.И. Чичерина, строительство было завершено в 1776 году.
Освящен храм был Тобольским архиепископом Варлаамом (Петровым). Однако долгое время храм был без колокольни. Пристроили её только в 1810 году. Храм не отличался никогда великолепием, богатством убранства.
Скромная кладбищенская трехчастная церковь с чертами барокко и классицизма имеет в основе широкий четверик со скошенными углами, завершенный приземистым граненым барабаном, несущим обычную для тобольских церквей фигурную кровлю-купол с небольшим надглавком. С запада композицию замыкают трапезная и смежная с ней колокольня, перед которой устроен притвор.
Основным мотивом декора фасадов служат рустовка и плоские наличники геометрического рисунка в обрамлении прямоугольных окон. Углы верхнего яруса храма выделены пилястрами, стены расчленены ложными окнами с прямоугольными плоскими наличниками, в завершении использован карниз несложного профиля. Четырехгранная двухъярусная колокольня декорирована профильными карнизами и угловыми пилястрами.
Во внутреннем пространстве комбинация объема храма не выявлена – помещение собственно церкви отсечено от светового барабана плоским потолком вследствие более поздних переделок (середины XIX в.). На стенах имеется масляная роспись XIX века. Сохранились иконостас с царскими вратами и киоты с элементами барочной резьбы. Является памятником архитектуры и градостроительства федерального значения.
Уникален и пол храма. В 1823 году о. Василий на пожертвования прихожан, с дозволения Архипастыря, сделал в храме чугунный пол, который сохранился до настоящего времени.
В 1910 году к храму был пристроен придел, который освятили во имя святителя Иннокентия Иркутского Чудотворца и преподобного Серафима Саровского Чудотворца. Иконостас придела также сохранился оригинальный.