Станция Хилок - между Улан-Удэ и Читой

Опубликовал: kultura, 2-11-2015, 18:19, Маршруты путешествий, 1 307, 0
Станция Хилок - между Улан-Удэ и Читой

Своим основанием в 1895 году Хилок обязан железной дороге. Он возник как станция на Транссибирской магистрали.

В 1893 году по долине Хилка прошли группы изыскателей железнодорожной трассы, руководимые Г.В. Адриановым. При проектировке линии Забайкальского участка Сибирской железной дороги посредине хилокского отрезка предусматривалось устройство крупной станции с основным локомотивным депо и мастерскими. В последующем она должна была сыграть роль опорного пункта колонизации всего этого региона, богатого плодородными землями, лесом, полезными ископаемыми. Уже в 1894 году, на плане прокладки Забайкальской ж.д. станция получила название «Хилок» по имени урочища, расположенного в данной местности.

Первые строители дороги появились здесь в конце лета 1895 года, а через год были возведены первые казённые бараки и возник частный посёлок. В 1897-98 годах в Хилке построили первую в крае железнодорожную Николо-Александровскую церковь. К началу эксплуатации Забайкальской ж.д. действовало основное паровозное депо, мастерские, другие службы и размещалась временная больница с приёмным покоем.

Во время первой российской революции в Хилке сложился крупнейший в Забайкалье очаг забастовочного движения, жесточайшим образом подавленный карательными экспедициями. Об этом времени свидетельствуют два памятника, находящиеся на месте казни и на могиле расстрелянных забастовщиков.

В 1910 году Хилок являлся самым крупным из вновь основанных в Забайкальской области железнодорожных посёлков с населением 3 238 жителей, 50 торговыми заведениями, кожевенным заводом и мелкими мастерскими. Жители были заняты обслуживанием железной дороги, ремёслами, торговлей, лесными промыслами.

В дальнейшем посёлок постепенно приобрёл вес не только как железнодорожный узел, но и как административная единица. В 1916-18 и 1920-26 годах он был центром Хилокской волости. Отсюда, по проложенному австро-венгерскими военнопленными тракту, жители ехали на курорт Ямаровка.

О бурных событиях революции и гражданской войны напоминают обелиски на кладбище и городской площади, а также на месте партизанской землянки в 20 км от города. О жизни хилокчан в те годы можно прочитать в повестях писателя Н.Т. Ященко «Босоногая команда» и «Искры не гаснут», а также в романе учёного, писателя, министра иностранных дел Венгрии Эндре Шика «Годы испытаний».

В 1920-е годы в посёлке организовали профтехшколу, положившую начало Хилокскому среднему профессиональному училищу. Жители Хилка упорным трудом преодолели хозяйственную разруху и посёлок вновь приобрёл исключительное значение как крупный железнодорожный узел, культурный и административный центр. В 1926-32 годах он был районным центром, а 9 января 1929 года административная комиссия при Президиуме ВЦИК утвердила Хилок рабочим посёлком.

С начала 1930-х годов новый рабочий посёлок начинает ускоренно расти вширь и ввысь – возникает микрорайон Ямаровский и возводятся новые кварталы жилых домов. Появляются предприятия лесной отрасли, строятся современные здания школ, а также сооружается крупнейший в области Дворец культуры железнодорожников.

Во второй раз, в 1935 году, Хилок стал центром Хилокского района. Здесь в те годы учились и работали будущие Герои Советского Союза В.Г. Кочнев, Д.М. Перов, Ф.М. Хлуднев. Громкую славу принесли посёлку передовики – машинисты паровозного депо Т.П. Брылёв, А.И. Кузнецов, Н.П. Леточный, А.И. Масюк.
Станция Хилок - между Улан-Удэ и Читой

В годы Великой Отечественной войны более 300 жителей Хилка отдали свою жизнь в боях за Родину, а в самом посёлке размещались эвакогоспитали №№ 1839 и 1937. За доблестный труд во время Великой Отечественной войны сотни хилокчан получили высокие правительственные награды.

С 1930-х по 1950-е годы в Хилке базировалось Хилокское отделение Забайкальской ж.д., а также действовала база снабжения шумиловских оловянных рудников, находившихся в верховьях реки Чикой, связь с которыми в летний период осуществлялась с местного аэродрома.

Посёлок начал значительно меняться в плане благоустройства в конце 1940-х годов, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР № 731 от 12 июля 1951 года Хилок стал городом.

В 1973 году Хилок вновь стал центром восстановленного Хилокского района. Новый этап благоустройства завершился в 1980-х годы асфальтированием большинства улиц и возведением кварталов многоэтажных домов. По итогам соревнования городу трижды вручалось переходящее Красное Знамя Совета Министров РСФСР и ВЦСПС.

К 1991 году здесь было 13 882 человек населения, действовали многочисленные ж.д. предприятия, совхоз «Дайгурский», лесокомбинат, зверосовхоз, ряд других предприятий и организаций; насчитывалось 2 больницы, ДК, 2 кинотеатра, 7 библиотек, 4 общеобразовательных школы, школа-интернат, 8 детсадов, профтехучилище № 3, 2 спортивных, музыкальная и художественная школы, 13 памятников истории, 4 общественных музея.

Население города занято на ж.д. предприятиях, в ряде обществ с ограниченной ответственностью и акционерных, частных предприятиях, крестьянско-фермерских и индивидуальных хозяйствах. Изменения произошли в системе общего образования - сохранились 3 средних, неполная средняя, начальная школы; осталось 3 детсада и появился Центр помощи семье и детям. Существует муниципальный районный краеведческий музей и 5 общественных музеев.

Хилок является родиной чемпиона СССР в метании гранаты А.П. Соловьёва, писателя Н.А. Юрконенко, композитора П.М. Толмачёва, автора книг о предприятиях города В.З. Часнык.

Расписание поездов по станции Хилок Расписание
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Май 2020 (45)
Апрель 2020 (40)
Март 2020 (36)
Февраль 2020 (41)
Январь 2020 (31)
Декабрь 2019 (72)
Календарь
«    Июнь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.