Шарья - город и станция в Костромской области
Опубликовал: kultura, 2-11-2015, 16:44, Маршруты путешествий, 2 642, 0
Станция Шарья открыта в ноябре 1906 года в составе пускового участка Вологда — Вятка (ныне Киров) Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги длиной 593 версты (633 км).
Участок северных железных дорог Вологда-Вятка, включивший и станцию Шарья, строился частными подрядчиками, но под контролем МПС, и на государственные средства. 1 ноября 1906 года, этот участок был официально передан в ведение Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги.
Официальное открытие движения по участку состоялось 24 ноября 1906 года, а через два месяца последовал Указ о присвоении названным линиям наименования – «Северные железные дороги». Общая протяженность построенных железных дорог составляла тогда 2000 верст или 2133 километра.
Дорогу к станции Шарья подводили с востока. По рекам Волге, Каме и Вятке в разобранном виде подвозились паровозы и подвижной состав. От реки Вятка к городу Котельничу проложили железнодорожную ветку. Используя подвижной состав, от Котельнича прокладывали дорогу к Свече и Шарье.
Вокзал на станции Шарья был построен в стиле эклектики, господствовавшем в Европе в конце XIX, начале XX веков. Из романского стиля архитектуры заимствованы округлые верхние части окон, дверей и ниш. В больших нишах со стороны перрона находились большие чаши античных образцов. К путям спускались 8 ступенек. Одновременно строились паровозное депо, пакгауз, амбулатория, больница на 20 коек, начальная школа и несколько жилых домов для начальства. Таким образом, основные здания больницы на станции Шарья были построены в 1905 - 1907 годах и именно в них население железнодорожного узла и прилегающего села имело возможность получать медицинскую помощь и именно с них началось развитие территориального здравоохранения города. Постепенно станция отстраивалась и в 1917 году превратилась в крупный поселок с паровозным и вагонным депо.
Название станции произошло от протекающей неподалеку от нее р. Шарья (на языке древнего финно-угорского племени меря «шарья» – речка). Своим основанием и развитием город Шарья обязан железной дороге, в 1929 году Шарья получила статус поселка городского типа и стала районным центром. В 1929-1930 годы населенный пункт был центром Шарьинского округа, который включал в себя 13 районов. В 1938 году рабочий поселок Шарья был преобразован в город.
24 тысячи жителей города с оружием в руках защищали Родину в годы Великой Отечественной войны. Почти 8000 — каждый третий — погибли в боях. Шарьинцы гордятся подвигами своих земляков — Героев Советского Союза: Д. Корязина, повторившего подвиг Гастелло; В. Танычева, А. Котегова, И. Бобарыкина, В. Душеина; — полных кавалеров ордена Славы: С. Громова, А. Краснухина. В год 60-летия Великой Победы был открыт Мемориальный комплекс, где в бронзе и граните увековечены имена всех погибших земляков. Через станцию Шарья во время блокады Ленинграда проходили эшелоны с теплушками из блокадного Ленинграда, которые останавливались в Шарье. Умерших от истощения ленинградцев снимали с поезда и хоронили на городском кладбище Шарьи. Впоследствии на кладбище в Козлово был открыт памятник погибшим от блокады жителям Ленинграда.
В 1950-70-ые годы город активно развивался. «Шарьядрев» из лесокомбината превратился в крупнейшее градообразующее предприятие. Появилось швейное, мебельное производство, увеличилось количество предприятий пищевой промышленности. В городе быстрыми темпами шло строительство, вырастали новые микрорайоны, больницы, школы, училища.
В 1969 году, в ходе электрификации участка Номжа — Свеча, станция была электрифицирована на переменном токе 25кВ.
Расписание поездов по станции Шарья.