Топ-100

Сквер Машарова у станкостроительного завода

Опубликовал: zampolit, 1-09-2015, 20:14, Путешествие в историю, 2 662, 0

Сквер Машарова (16 июля 2015 г.)

Сквер Машарова находится на пересечении улицы Республики и улицы Мориса Тореза, перед бывшей проходной станкостроительного завода.

4 декабря 2006 года на очередном заседании городской комиссии по топонимике было принято решение назвать сквер на перекрестке улиц Республики и Мориса Тореза в честь основателя Тюменского станкостроительного завода Николая Машарова.

Прения по этому вопросу были недолгими. Только один член комиссии, доцент, профессор кафедры отечественной истории ТюмГУ Валерий Кружинов выступил против присвоения скверу имени Машарова. «Дело в том, — заявил он, — что это название будет находиться в явном противоречии с реальным оформлением сквера, посреди которого стоит обелиск рабочим и служащим завода, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Поэтому и назван сквер должен быть должным образом, например, Сквер Памяти и Памятный сквер». А для Николая Дмитриевича Машарова историк предложил «подыскать другие места в Тюмени».

Сквер был открыт в торжественной обстановке после реконструкции в августе 2006 года, его реконструировали в кратчайшие сроки: центральная аллея выложена плитками, расходящиеся в стороны дорожки вымощены брусчаткой. Смонтированы современного вида светильники, поставлены удобные скамейки. Не забыли подновить стелу, установленную в память погибших в Великой Отечественной войне заводчан.

Инициаторами названия сквера выступили трудовой коллектив, профсоюзная организация и ветераны завода. Они попросили директора департамента по благоустройству администрации Тюмени Валерия Борисова в память о заводе назвать обновленный сквер именем Николая Машарова, основателя и владельца чугунолитейного завода, в конце XIX - начале XX веков выпускавшего для горожан и жителей губернии печное литье, посуду и гвозди, а также сельскохозяйственные машины.

Николай Дмитриевич Машаров родился в 1865 году в Шайтанской волости Екатеринбургского уезда. В 1883 году, в возрасте 18 лет, Николай Машаров вместе с семьей переехал в Тюмень, где, окончив народное училище, юнгой поступил на службу на один из пароходов братьев Кухтериных. Спустя некоторое время он получил звание капитана. А в 1897 Кухтерины выдали за него замуж свою сестру Екатерину.

На приданое, полученное за невесту, он выкупил у купца Андрея Григорьевича Заколяпина небольшую мастерскую по плавлению меди и чугуна. На тот момент в ней работали 12 человек. Сразу после покупки мастерской на ее месте возводят деревянные постройки, но спустя год они сгорают. Так как земля, на которой находилась мастерская была в аренде, Николай Машаров обращается в городскую управу с просьбой передачи земли в собственность, и в начале 1900 года приступает к строительству чугунолитейного завода. К августу 1900 года площадь завода разрослась до 1000 квадратных саженей, в нем появляются слесарно-механический, эмалировочный, кузнечный, токарно-слесарный цехи, машинное отделение.

11 августа 1901 года Николай Машаров совместно с тремя купцами и торговым домом «Гилев и сыновья» создает товарищество «Машаров и К».

Николай Дмитриевич Машаров был первым, кто привез в Тюмень кофе в зернах. Весной 1892 года в лавке купца появился в продаже невиданный товар – «турецкий горох». Продавался он в придачу с розовым маслом. Тюменцы не имели представления о способах его приготовления. Имя первого кофевара Тюмени сохранилось в анналах истории благодаря рапортам городского брандмайора и околоточного (полицейского): мещанин Андриян Кондрашкин сын «варил кашу на пробу» из двух горстей турецкого гороха и «поливал ее розовым маслом, напустив дыму и несносной вони на всю округу».

В начале XX века завод Николая Машарова становится крупнейшим в Тюмени промышленным предприятием. На заводе использовались новейшие средства производства: нагнетатели воздуха на конной тяге в 1908 году заменили паровой машиной, затем ввели в эксплуатацию электромеханический привод.

Но несмотря на все технические блага и современные технологии производства, условия труда на тюменском чугунолитейном заводе остаются достаточно тяжелыми. Продолжительность трудового дня составляет не менее 12 часов, а заработная плата рабочих не соответствует энергозатратам, позволяя им только едва сводить концы с концами. На низком уровне находилась охрана труда, нередким явлением была грубость мастеров. Современник писал: «Приказчик завода Машарова ударил рабочего за то, что тот не мог поднять тяжесть, которую и сам приказчик не мог бы поднять, но, не удовлетворившись этим, рассчитал рабочего. Затем литейный мастер Зеленов заставил другого рабочего работать за уволенного, выводя ему двойную плату, но рабочий получил только одну, а другую получил сам мастер. За то, что рабочий не согласился в дележи, он угрожает ему расчетом». Как правило, на заводе работали 200–300 рабочих разных специальностей, в том числе токари, слесари, модельщики, формовщики, чеканщики. Хозяин был внимателен к проблемам подчиненных, нередко помогал особо нуждающимся семьям рабочих и старался участвовать в жизни коллектива. В будущем Машарову это будет зачтено и даже спасет ему жизнь.

Продукция чугунолитейного завода продавалась в Барнауле, Бийске, Новониколаевске, Омске, Павлодаре, Семипалатинске, Тобольске, Томске. Ее можно было встретить на ежегодных Ирбитской и Ишимской ярмарках, выставлялась она на Первой Западно-Сибирской выставке, состоявшейся в Омске в 1911 году. В годы Первой мировой войны завод выполнял военные заказы, производя ручные гранаты, мины, конно-подковные гвозди.

Машарова отличала не только предпринимательская жилка, но и очень тонкий художественный вкус. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на его особняк, расположенный по адресу Ленина, 24. Проект дома был разработан городским архитектором К.П. Чакиным. В 1900 году владелец здания провел реконструкцию, в результате которой дом превратился в небольшой усадебный комплекс, куда, кроме основного здания вошли еще два флигеля, мансарда, внутренняя лестница, веранда и высокая ограда с деревянными воротами.

На стенах гостиной в избытке находились картины. Машаров слыл коллекционером по художественной части, обладающим потрясающим вкусом. В 1994 г. в доме Машарова создан одноименный музей. Хранители музея уверены, еще много тайн в себе хранят стены этого особняка, в котором проживала семья Машаровых до 1919 года.


После установления Советской власти завод Николая Машарова был национализирован и получил название «Механик».

25 июля 1919 года во время отступления Колчака Машаровы уезжают в Томск к родственникам жены Николая Дмитриевича крупным торговцам Кухтериным.

В июне 1920 года Томской ГубЧК были получены доносы на Николая Дмитриевича. У него дома был произведён обыск, а в ночь с 30 июня на 1 июля 1920 года он был арестован по обвинению «в преследовании политических работников в бытность свою фабрикантом». 2 июля 1920 его доставили в Томский дом принудительных работ, а 5 июля Николай Дмитриевич и его дело были отправлены в Тюмень.

Об аресте Николая Дмитриевича узнали бывшие рабочие его завода и 14 июля 1920 года обратились с заявлением в его защиту в Тюменскую и Томскую ГубЧК. Рабочие завода «Механик» положительно отозвались о прежнем хозяине и взяли его «на поруки». Через месяц после ареста Николай Дмитриевич был освобожден из-под стражи до конца расследования по делу и был принят в Губсовнархоз на службу заведующим отделом губернского комитета по топливу.

Тем временем Тюменская ГубЧК продолжала расследование и допрашивала свидетелей. 11 августа в заключительном акте следователь по делу писал: «…судя по материалу, виновным Мошарова не предусматриваю, а по сему дело … передаю на рассмотрение Президиума Тюменской ГубЧК и прекращению этого дела…». Несмотря на это, Николай Дмитриевич был повторно арестован и направлен в Томскую ГубЧК. Заводские рабочие также обратились с просьбой освободить его под поручительство.

13 ноября 1920 года Машарову было предъявлено обвинение в принадлежности к белому движению и спонсировании его деятельности. 24 ноября на заседании Томской ГубЧК было постановлено считать обвинение доказанным, а Николай Дмитриевич был приговорен к расстрелу и конфискации имущества. 3 декабря 1920 года приговор был приведен в исполнение.

28 декабря 1993 года прокуратурой Томской области Николай Дмитриевич был реабилитирован.

Захоронение семьи Машаровых находится на Текутьевском кладбище. Несколько могил, заросших бурьяном, рухнувшая мраморная стела, чугунная оградка, крапива в рост человека. Точной информации о том, где похоронен прах Николая Дмитриевича нет.

В сквере два памятника: памятный знак Марите Мельникайте и Мемориал станкостроителям, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Август 2024 (39)
Июль 2024 (49)
Июнь 2024 (33)
Май 2024 (42)
Апрель 2024 (37)
Март 2024 (43)
Календарь
«    Сентябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.