Захоронения древних народов в Южном Забайкалье
Носители данной культуры были замечательными металлургами. В погребениях обнаружены многочисленные и разнообразные наконечники стрел, ножи, мечи, доспехи из бронзы. Впоследствии появились изделия и из железа. Обычными в это время становятся войны, способствующие обогащению родовой верхушки и ускорению процесса социального неравенства. Об этом свидетельствует появление бедных и богатых захоронений, в последних встречаются изделия и из золота. Представители культуры плиточных могил были ярко выраженными монголоидами.
На заключительных этапах развития культуры плиточных могил в степях появляются носители совершенно другой культуры, которая получила название культуры херексуров. Херексурами в Центральной Азии называют каменные курганы, заключенные в ограды разных форм. Формирование данной культуры происходило в Западной Монголии и на Алтае, оставлена она была предположительно населением европеоидной расы. Усиление сухости климата в степной зоне Евразии в конце резко снизило продуктивность пастбищ и вызвало необычайно широкое передвижение древних скотоводческих групп населения. Поэтому синхронно началось встречное движение двух скотоводческих культур. В результате херексуры появляются на территории Северной и Центральной Монголии, Юго-Западного Забайкалья, а плиточные могилы - далеко на западе, в предгорьях Алтая. Мощные курганы - херексуры - диаметром до 25 м, сложенные из камней и окруженные оградкой из вертикально вкопанных плит, исследованы на юге Бурятии, у сел Урлук и Альбитуй в Красночикойском районе. Отношения между «плиточниками» и носителями культуры херексуров были сложными и напряженными. Об этом свидетельствуют акты взаимного осквернения захоронений. Вероятно, в это время имели место многочисленные военные столкновения. Вероятно, со временем взаимоотношения пришлого и местного населения постепенно нормализовались, перейдя в стадию сосуществования, а затем начались процессы смешения монголоидного и европеоидного населения, завершившиеся ассимиляцией последнего. Культура херексуров перестала существовать, а культура плиточных могил получила дальнейшее развитие. Кем были по языку безымянные «плиточники» и носители культуры херексуров, неизвестно. Возможно, они составляли древний, еще не расчлененный монголо-тюркский языковой пласт. В середине 1970-х гг. на территории Восточного Забайкалья были найдены памятники, относящиеся к новому, отличному от «плиточников», типу культуры. Она получила название «дворцовская» по известным скалам Дворцы, которые находятся в живописном Кадалинском распадке близ Читы. Здесь обнаружены поселение и погребения людей этой культуры. Захоронения «дворцовцев» выявлены также и в других местах - по рекам Ингоде и Шилке. Погребения дворцовского типа представляют собой эффектные и своеобразные погребальные комплексы. Это каменные уплощенные курганы диаметром 6-8 м без оградок, под которыми расположены могильные ямы. Умерших помещали в круг из черепов диких и домашних животных. Инвентарь погребений представлен украшениями, деталями одежды, реже - предметами вооружения. Посуда представлена крупными сосудами (до 50 см высоты). Дворцовская культура датируется примерно тем же временем, что и культура плиточных могил, поэтому между ними не случайно много общего. Ряд исследователей считают погребения дворцовской культуры одним из вариантов погребений культуры плиточных могил. Погребения данной культуры можно увидеть у поселка Ясногорск и села Тут- Халтуй.Из - за изменения климата стало невозможным занятие земледелием. Наиболее приспособленным видом хозяйственной деятельности применительно к новым условиям стало кочевое скотоводство. Распространение кочевого скотоводства в целом по времени совпало с периодом использования металлов. В Забайкалье немало месторождений медных и оловянных руд. Их разработка позволила получить медь, а затем и бронзу. В результате Забайкалье стало одним из древних металлургических центров планеты. Во второй половине I тыс. до н.э. распространяются изделия и орудия труда из железа. А вся последующая история Южного Забайкалья, вплоть до присоединения к России, связана с кочевым скотоводством, с миром номадов (кочевников) Центральной Азии.