Номады Забайкальских степей

Опубликовал: prototip, 8-02-2013, 16:25, Путешествие в историю, 3 480, 0
Номады Забайкальских степей

В Забайкальском крае много интересных и в историческом плане ценных памятников древних народов, некогда проживавших на этих землях. Одними из них являются плиточные могилы, которые пытливый путешественник может заметить проезжая по трассе Агинское - Оловянная или Агинское - Нижний - Цасучей. Крупные могильники, состоящие из нескольких десятков оградок, расположены у населенных пунктов Гунэй, Токчин, Зугалай, Цаган – Ола, Ушарбай, , Бальзино, Оловянная, Урульга.

В конце II тысячелетия до н.э. - первой половине I тысячелетия в Южном Забайкалье жили племена, создавшие так называемую культуру плиточных могил. Имя этого некогда могущественного народа неизвестно. По характеру погребального обряда (обычаю ставить над захоронением оградку из крупных каменных плит) носителей данной культуры историки называют "плиточниками". территория расселения "плиточников" была широка: от Байкала на севере до предгорий Нань-Шаня и от Хингана на Востоке до предгорий Алтая на западе.

От «плиточников» в степях остались погребения - тысячи и тысячи таких погребений и сейчас можно увидеть в южных районах Забайкалья. В ряде слу­чаев погребения образуют целые клад­бища, которые имеют четкую планиров­ку и строгий порядок. Монументальные погребения как бы свидетельствуют о величии некогда жившего здесь коче­вого народа. Они стали неотъемле­мой частью культурно-исторического ландшафта забайкальских степей. В конструкции погребений иногда встречаются плиты с выбитыми на них различными изображениями. Это так называемые «оленные камни». Подобные названия они получили по­тому, что на них выбивались изобра­жения оленей. Животные с большими, откинутыми назад ветвистыми рогами показаны в стремительном беге, похо­жем на полет.

«Плиточники» - это первые кочевники забайкальских степей. У них появились новые типы жилищ, одежды, средства передвижения, максимально приспособленные к кочевому быту. В степи в это время появились юрты, кошары, коновязи, появились табуны коней, отары овец. Особую роль в жизни и хозяйстве играла лошадь. Объясняется это тем, что скот вследствие малоснежности зим в течение всего года содержался на подножном корму. Порою возникала необходимость добыть его из-под глубокого или подтаявшего, покрытого ледяной коркой снега. В этих условиях способность лошади добывать корм из-под снега, разгребая его копытами, была особо ценной. Остальной скот шел за лошадьми и питался оставшейся после них травой. Этот процесс называется тебеневкой. После того, как скот выедал траву, его перегоняли на другие пастбища. Носители данной культуры были замечательными металлургами. В погребениях обнаружены многочисленные и разнообразные наконечники стрел, ножи, мечи, доспехи из бронзы. Впоследствии появились изделия и из железа. Обычными в это время становятся войны, способствующие обогащению ро­довой верхушки и ускорению процесса социального неравенства. Об этом свидетельствует появление бедных и богатых захоронений, в последних встречаются изделия и из золота. Представители культуры плиточных могил были ярко выраженными монголоидами.

На заключительных этапах развития культуры плиточных могил в степях появля­ются носители совершенно другой культуры, которая получила название культуры херексуров. Херексурами в Центральной Азии называют каменные курганы, за­ключенные в ограды разных форм. Формирование данной культуры происходи­ло в Западной Монголии и на Алтае, оставлена она была предположительно на­селением европеоидной расы. Усиление сухости климата в степной зоне Евразии в конце резко снизило продуктивность пастбищ и вызвало необычайно широкое передвижение древних скотоводческих групп населения.

Поэтому синхронно началось встречное движение двух скотоводческих культур. В результате херексуры появляются на территории Северной и Центральной Монго­лии, Юго-Западного Забайкалья, а плиточные могилы - далеко на западе, в пред­горьях Алтая. Мощные курганы - херексуры - диаметром до 25 м, сложенные из камней и окруженные оградкой из вертикально вкопанных плит, исследованы на юге Бурятии, у сел Урлук и Альбитуй в Красночикойском районе. Отношения между «плиточниками» и носителями культуры херексуров были сложными и на­пряженными. Об этом свидетельствуют акты взаимного осквернения захороне­ний. Вероятно, в это время имели место многочисленные военные столкновения. Вероятно, со временем взаимоотношения пришлого и местного населения постепенно нормализовались, перейдя в стадию сосуществования, а затем начались процессы смешения монголоидного и европеоидного населения, завершившиеся ассимиляцией последнего. Культура херексуров перестала существовать, а культура плиточных могил получила дальнейшее развитие. Кем были по языку безымянные «плиточники» и носители культуры херексу­ров, неизвестно. Возможно, они составляли древний, еще не расчлененный монголо-тюркский языковой пласт.

Номады Забайкальских степей

В середине 1970-х гг. на территории Восточного Забайкалья были найдены памятники, относящиеся к новому, отличному от «плиточников», типу культуры. Она получила название «дворцовская» по известным скалам Дворцы, которые находятся в живописном Кадалинском распадке близ Читы. Здесь обнаруже­ны поселение и погребения людей этой культуры. Захоронения «дворцовцев» выявлены также и в других местах - по рекам Ингоде и Шилке. Погребения дворцовского типа представляют собой эффектные и свое­образные погребальные комплексы. Это каменные уплощенные курганы диаметром 6-8 м без оградок, под которыми расположены могильные ямы. Умерших помещали в круг из черепов диких и домашних животных. Инвентарь погребений представлен украшениями, деталями одежды, реже - предмета­ми вооружения. Посуда представлена крупными сосудами (до 50 см высоты). Дворцовская культура датируется примерно тем же временем, что и культура плиточных могил, поэтому между ними не случайно много общего. Ряд исследователей считают погребения дворцовской культуры одним из вариантов погребений культуры плиточных могил. Погребения данной культуры можно увидеть у поселка Ясногорск и села Тут- Халтуй. Так из - за изменения климата стало невозможным занятие земледелием.

Наиболее приспособленным видом хозяйственной деятельности применительно к новым условиям стало кочевое скотоводство. Распространение кочевого скотоводства в целом по времени совпало с периодом использования металлов. В Забайкалье немало месторождений медных и оловянных руд. Их разработка позволила получить медь, а затем и бронзу. В результате Забайкалье стало одним из древних металлургических центров планеты. Во второй половине I тыс. до н.э. распространяются изделия и орудия труда из железа. А вся последующая история Южного Забайкалья, вплоть до присоединения к России, связана с кочевым скотоводством, с миром но­мадов (кочевников) Центральной Азии. скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Декабрь 2019 (34)
Ноябрь 2019 (74)
Октябрь 2019 (65)
Сентябрь 2019 (46)
Август 2019 (50)
Июль 2019 (71)
Календарь
«    Декабрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.