Три группы манси
В настоящее время манси подразделяются на три этнографические группы, обладающие существенными различиями в языке и культуре: северную (по рекам Северная Сосьва, Ляпин, Обь, верховьям Лозьвы), западную (в среднем и нижнем течении р. Лозьва, по рекам Тапсуй, Пелым и Вагильск) и восточную (по реке Конда). Кондинская группа манси является наиболее ассимилированной и, кроме того, она территориально оторвана от своих сородичей. Северная и западная группы, напротив, отличаются более высоким уровнем сохранности культуры, непосредственно граничат друг с другом и поддерживают тесные отношения.
При этом исторически сложилось так, что в основном западные манси проживают в Свердловской области и часть в Тюменской. Представители двух групп манси состояли в брачных связях, отмечены случаи миграции отдельных семей на территорию соседей. Так, часть богатых оленеводов из северных манси ушла в 1930-е годы в район средней Лозьвы и Пелыма, чтобы избежать раскулачивания. В начале 1940-х годов жители Северной Сосьвы и Ляпина нередко мигрировали в Свердловскую область, так как там не забирали коренных жителей на фронт.
Сегодня западные манси проживают на средней Лозьве, по рекам Пелым и Тапсуй. Причем, если в Свердловской области лозьвинские и пелымские жители находятся в относительной изоляции от иноязычного населения и сохраняют многие черты традиционной культуры, быта, то жителями Тапсуя, административно относящимися к Тюменской области традиционная культура в значительной степени утрачена.
Территория западных манси стала осваиваться государством в 1930-х годах, здесь началась активная вырубка леса и разработка полезных ископаемых. Длительная жизнь в окружении лагерей с заключенными, которые впоследствии оседали в близлежащих поселках, составляла специфику данной группы коренного населения. При этом манси имели налаженные связи, в основном экономического характера, с сотрудниками исправительно-трудовых лагерей. Важным моментом в жизни западных манси стала утрата ими домашних оленьих стад. Жители Лозьвы держали оленей до второй половины 1990 - х годов, пока их стада не истребили волка. По местной легенде причиной гибели стад стало убийство 7 волков в 1985-1986 годах братьями-оленеводами из поселка Тресколье (Керасколынья-пауль). Считается, что этого делать было нельзя, так как волки мстят за своих сородичей.
На Тапсуе домашние олени исчезли еще раньше, дольше всего, до середины 1970-х годов, их держали в поселке Тимка-пауль. Утрата домашних оленей, а также общий низкий уровень экономического состояния манси Свердловской области (в частности, в сравнении с коренными жителями автономных округов Тюменской области) обусловили широкое распространение практики пешего передвижения по территории.