По рассказам старожилов, наши военные, во времена Советского Союза, служившие в
Монголии, доезжали до своих гарнизонов на поезде. И ехали не только через
Наушки в Бурятии, но и через
Соловьевск в Читинской области, в прицепном вагоне из
Читы.
Село Соловьевск Борзинского района Забайкальского края основано
в 1923 году на границе с Монголией. Численность населения в
1989 г. – 982, в
2011 г. – 747. В селе имеются средняя школа, библиотека, дом культуры, фельдшерско- акушерский пункт, гостиница, отделение связи. Основное занятие жителей — сельскохозяйственное производство в коллективном и личных подсобных хозяйствах.
Железнодорожный переезд на автодороге Борзя- Соловьевск (1 августа 2012 г.)
Первая железная дорога в селе появилась в начале
1930-х годов, она была узкоколейной и начиналась в поселке
Шерловая Гора и шла через
Кулусутай и перешеек
Торейских озер до села Соловьёвск, где на тот момент была станция (Черёмушки). Решение о строительстве было принято в основном из стратегических соображений - узкоколейная железная дорога соединила с магистральной железнодорожной линией один из отдаленных участков советско - монгольской границы.
В
1939 году в связи с боями на
Халхин-Голе при строительстве широкой колеи
Борзя - Байн- Тумен была открыта железнодорожная станция. Строительство было осуществлено в кратчайшие сроки. После открытия движения по железной дороге широкой колеи узкоколейная железная дорога была разобрана.
Вид в сторону станции Борзя (27 сентября 2012 г.)
Вот как описывает причину создания дороги авторы -
В. Беломестнов и
В. Гранин в газете
"Гудок" от
3 июля 2003 г. - "
К началу военного конфликта на границе уже была маленькая станция Соловьевск, которую связывала со станцией Шерловая Гора узкоколейная ветка. Она то и затрудняла доставку к месту боев техники, которую приходилось перегружать. Да и паровозы, тянущие за собой небольшие вагончики, были маломощными. Поэтому и решено было строить широкую колею протяженностью 324 километра.
Дорогу от Борзи до монгольского городка Байн- Тюмэн проложили всего за 76 дней. Были тут и настоящие рекорды - за сутки укладывалось до 5 километров рельсошпальной решетки. И уже 7 ноября 1939 года по новеньким рельсам прошел первый поезд".
Строили её железнодорожные полки, вольнонаемные рабочие и отдельный лагерный пункт ГУЛага. Новая железнодорожная ветка, пригодилось во время наступления на японскую Квантунскую армию в августе 1945 года. В 1956 году часть ветки, от Соловьевска до Байн-Тумэна, была безвозмездно передана Монголии. Соловьевск стал пограничной станцией.
Вид в сторону Борзи-3 (27 сентября 2012 г.)
В середине 1980-х годов жизнь на станции бурлила. Вместо старых деревянных зданий построили новые пост ЭЦ и вокзал, уложили четыре дополнительных пути. Два раза в день, из Борзи и обратно, ходили грузопассажирские поезда. Летом из Москвы до Байн- Тумэна шло дополнительно до пяти пассажирских вагонов с семьями военнослужащих. В те годы в Монголии на добыче урана работало много специалистов из Краснокаменска.
Все рухнуло на рубеже 1990-х годов. В 1991 году из Монголии вывели войска. Потом свою работу за границей свернули и краснокаменцы. Поток грузов резко упал. В свое время на станции была большая контейнерная площадка, большой парк контейнеров. Когда-то на станции работало около 50 человек. Сегодня их только 2: начальник станции и дежурный по станции. Есть, конечно, железнодорожные рабочие, без которых станция жить не может.
На ветке
Борзя - Соловьевск в настоящее время один разъезд -
Дурбачи, в котором в советское время размещался небольшой гарнизон. Рядом с Соловьевском участок
Даурского заповедника (Родильный дом дзеренов), самые крупные озера края
Бурун - Торей и Зун - Торей, стадо диких
верблюдов, множество редких птиц и лечебная грязь.
Пассажирского сообщения на линии нет. Не заметно и движения грузовых поездов. Но дорога поддерживается в рабочем состоянии. В сентябре 2022 года ОАО «РЖД» и ПАО «ТрансКонтейнер» отправили первые два контейнера из КНР через пограничный переход Соловьевск. В тестовой перевозке через этот погранпереход задействованы два крупнотоннажных контейнера. Маршрут начинается со станции Баянтумен (город Чойбалсан), откуда груз проследовал через погранпереход Эрэнцав (Монголия) – Соловьевск (Россия) в направлении терминала «ТрансКонтейнера» Шушары (город Санкт-Петербург).
Обсуждается создание нового железнодорожного пограничного перехода через Приаргунск, который даст выход приграничным провинциям Китая (Внутренняя Монголия и Хэйлунцзян) к Транссибирской железнодорожной магистрали. Для осуществления проекта со стороны КНР планируется строительство соединительной линии протяженностью 192 км.
скачать dle 12.1

- +1
