Топ-100

Железная дорога Борзя- Соловьевск.

Опубликовал: zampolit, 18-06-2024, 09:24, Железнодорожная история, 9 122, 0


По рассказам старожилов, наши военные, во времена Советского Союза, служившие в Монголии, доезжали до своих гарнизонов на поезде. И ехали не только через Наушки в Бурятии, но и через Соловьевск в Читинской области, в прицепном вагоне из Читы


Село Соловьевск Борзинского района Забайкальского края основано в 1923 году на границе с Монголией. Численность населения в 1989 г. – 982, в 2011 г. – 747. В селе имеются средняя школа, библиотека, дом культуры, фельдшерско- акушерский пункт, гостиница, отделение связи. Основное занятие жителей — сельскохозяйственное производство в коллективном и личных подсобных хозяйствах. 
Железнодорожный переезд на автодороге Борзя- Соловьевск (1 августа 2012 г.)


Первая железная дорога в селе появилась в начале 1930-х годов, она была узкоколейной и начиналась в поселке Шерловая Гора и шла через Кулусутай и перешеек Торейских озер до села Соловьёвск, где на тот момент была станция (Черёмушки). Решение о  строительстве было принято в основном из стратегических соображений - узкоколейная железная дорога соединила с магистральной железнодорожной линией один из отдаленных участков советско - монгольской границы. 


В 1939 году в связи с боями на Халхин-Голе при строительстве широкой колеи Борзя - Байн- Тумен была открыта железнодорожная станция. Строительство было осуществлено в кратчайшие сроки. После открытия движения по железной дороге широкой колеи узкоколейная железная дорога была разобрана. 
Вид в сторону станции Борзя (27 сентября 2012 г.)


Вот как описывает причину создания дороги авторы - В. Беломестнов и В. Гранин в газете "Гудок" от 3 июля 2003 г. - "К началу военного конфликта на границе уже была маленькая станция Соловьевск, которую связывала со станцией Шерловая Гора узкоколейная ветка. Она то и затрудняла доставку к месту боев техники, которую приходилось перегружать. Да и паровозы, тянущие за собой небольшие вагончики, были маломощными. Поэтому и решено было строить широкую колею протяженностью 324 километра.  


Дорогу от Борзи до монгольского городка Байн- Тюмэн проложили всего за 76 дней. Были тут и настоящие рекорды - за сутки укладывалось до 5 километров рельсошпальной решетки. И уже 7 ноября 1939 года по новеньким рельсам прошел первый поезд". 

Строили её железнодорожные полки, вольнонаемные рабочие и отдельный лагерный пункт ГУЛага. Новая железнодорожная ветка, пригодилось во время наступления на японскую Квантунскую армию в августе 1945 года. В 1956 году часть ветки, от Соловьевска до Байн-Тумэна, была безвозмездно передана Монголии. Соловьевск стал пограничной станцией.

Вид в сторону Борзи-3 (27 сентября 2012 г.)

В середине 1980-х годов жизнь на станции бурлила. Вместо старых деревянных зданий построили новые пост ЭЦ и вокзал, уложили четыре дополнительных пути. Два раза в день, из Борзи и обратно, ходили грузопассажирские поезда. Летом из Москвы до Байн- Тумэна шло дополнительно до пяти пассажирских вагонов с семьями военнослужащих. В те годы в Монголии на добыче урана работало много специалистов из Краснокаменска.

Все рухнуло на рубеже 1990-х годов. В 1991 году из Монголии вывели войска. Потом свою работу за границей свернули и краснокаменцы. Поток грузов резко упал. В свое время на станции была большая контейнерная площадка, большой парк контейнеров. Когда-то на станции работало около 50 человек. Сегодня их только 2: начальник станции и дежурный по станции. Есть, конечно, железнодорожные рабочие, без которых станция жить не может.


На ветке Борзя - Соловьевск в настоящее время один разъезд - Дурбачи, в котором в советское время размещался небольшой гарнизон. Рядом с Соловьевском участок Даурского заповедника (Родильный дом дзеренов), самые крупные озера края Бурун - Торей и Зун - Торей, стадо диких верблюдов, множество редких птиц и лечебная грязь. 

Пассажирского сообщения на линии нет. Не заметно и движения грузовых поездов. Но дорога поддерживается в рабочем состоянии. В сентябре 2022 года ОАО «РЖД» и ПАО «ТрансКонтейнер» отправили первые два контейнера из КНР через пограничный переход Соловьевск. В тестовой перевозке через этот погранпереход задействованы два крупнотоннажных контейнера. Маршрут начинается со станции Баянтумен (город Чойбалсан), откуда груз проследовал через погранпереход Эрэнцав (Монголия) – Соловьевск (Россия) в направлении терминала «ТрансКонтейнера» Шушары (город Санкт-Петербург).

Обсуждается создание нового железнодорожного пограничного перехода через Приаргунск, который даст выход приграничным провинциям Китая (Внутренняя Монголия и Хэйлунцзян) к Транссибирской железнодорожной магистрали. Для осуществления проекта со стороны КНР планируется строительство соединительной линии протяженностью 192 км.

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • +1
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2025 (18)
Март 2025 (56)
Февраль 2025 (41)
Январь 2025 (16)
Декабрь 2024 (26)
Ноябрь 2024 (57)
Календарь
«    Май 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов с сайта ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.